Алхимия золота. Часть четвертая: золото и бессмертие, власть и алхимики

Фрагменты работы Джорджа Кауффмана (Университет штата Калифорния). Часть первая здесь, часть вторая – тут, а третья – здесь.

Питьевое золото

Золото, как металл, будучи защищенным от коррозии, символизирует бессмертие, поэтому его используют в медицине с древних времен и вплоть до наших дней. Как мы уже отметили в предыдущих публикациях, идея эликсира жизни, тесно связанная с философским камнем, вероятно, возникла в Китае, где приготовление жидкого золота, – которое, как считалось, обеспечивало долголетие или бессмертие, –было главной целью китайской алхимии. Индусы также связывали лечебное золото с продлением жизни.

У китайцев двумя важнейшими компонентами эликсира бессмертия были киноварь (наиболее распространенный минерал ртути) и золото. Как говорил Ко Хунг, алхимик и философ, систематизатор китайской алхимии (ок. 281-361 гг. н.э.), «я изучил тысячи книг, но среди них не было ни одной, которая бы не настаивала на том, что восстановленная киноварь и питьевое золото — это вещи наивысшей важности. Эти два предмета, похоже, являются кульминацией божественного процесса, приводящего к появлению джинна. Если их употребление не делает человека джинном, то, значит, джиннов никогда и не существовало».

Подобно западным алхимикам, китайцы сравнивали долговечность золота и желанное бессмертие тела. По словам Чан Инь-Чу (VIII в. н.э.), «древние говорили, что если проглотить золото, то человек будет подобен золоту. Природа золота — это выносливость и стойкость. При нагревании оно не трескается и не размягчается, при закапывании не гниет [не ржавеет], при поднесении к огню не сгорает. Поэтому оно является лекарством, которое может сделать человека бессмертным. После приема золота кожа не сморщивается, волосы не белеют, человека не беспокоит течение времени, не тревожат призраки и духи. Отсюда - долголетие без конца ..... Золото — это сущность солнца. Это царь среди всех веществ, используемых в эликсире. Проглотив золото, можно общаться с бессмертными и наслаждаться легкостью тела».

Китайские алхимики считали, что изготавливаемое ими золото отличается от природного и превосходит его, поэтому их не волновало, пройдет ли их золото различные экспертизы, позволяющие отличить настоящее золото от подделки. Таким образом, они продолжали верить в то, что преобразование все-таки происходит даже после того, как были разработаны надежные методы проверки золота.

Среди рецептов, которые приводил Ко Хунг для приготовления золотых эликсиров, характерен следующий: «Приготовьте три фунта кожи и жира со спины свиньи и одну кварту крепкого уксуса. Поместите пять унций желтого золота в емкость и варите на глиняной плите. Сто раз окуните золото в жир и выньте из него; то же самое сделайте и с уксусом. Употребите фунт этого золота, и вы переживете всю природу. Если употребить полфунта, то проживете до 2000 лет, а если пять унций, то до 1200 лет. Его можно употреблять в любых количествах, но для того, чтобы он обладал чудодейственной силой, его нужно пить в удачные дни».

Арнольд из Виллановы, приверженец астрологии и сторонник использования золота в медицине, писал о «царе металлов» следующее: «Своим совершенством оно обязано уникальному и восхитительному балансу входящих в него элементарных составляющих и достоинств. Кроме того, оно обладает специфическими достоинствами, обусловленными небесным влиянием. Золото по своей стабильности и неизменности само подобно небесной звезде. Будучи предметом, состоящим из частей, оно при этом неизменно, нерастворимо, нетленно — это чудо природы. Оно помогает зрению, а главное, очищает и исцеляет субстанцию сердца и источник жизни».

Арнольд рекомендовал использовать золото в медицинских целях в форме, пригодной для внутреннего употребления, то есть, в виде питьевого золота (aurum potabile). Алхимики, долгое время считавшие, что способ получения золота будет найден через способ его разрушения, верили в латинскую поговорку «Eacilius est aurum construere quam destruere» («Легче сделать золото, чем его разрушить»). Они считали, что, если можно разрушить неразрушимое, то можно и преобразовать неизменяемое. Однако поскольку долгожданный королевский растворитель для золота - царская водка - была изготовлена Псевдо-Гебером только в конце XIII века путем добавления sal ammoniac (хлорида аммония) к aqua fortis (азотной кислоте), то Арнольд не был знаком с этим растворителем. Поэтому его любимый рецепт питьевого золота, в котором, по аналогии с приведенным выше рецептом Ко Хунга, нагретое золотая пластина четыре-пять раз погружалась в сосуд с вином, не содержал золота.

Парацельс рекомендовал питьевое золото в качестве лекарства от различных болезней, например, меланхолии, поскольку оно «делало сердце счастливым». Он считал, что оно особенно полезно при сердечных заболеваниях, поскольку и золото, и сердце находятся во власти солнца. Поскольку он не очень четко излагает инструкцию по приготовлению питьевого золота, остается неясным, содержался ли в нем желтый металл.

Большинство изготовленных на протяжении веков питьевых растворов золота, по-видимому, представляли собой золотые соли или коллоидное золото. К началу XVII века они были настолько известны, что упоминаются не менее пяти раз в знаменитом сборнике Роберта Бертона «Анатомия меланхолии»: «Табак, божественный, редкий, превосходный табак, который превосходит все их панацеи, питьевое золото и философские камни – главное лекарство от всех болезней».

К тому времени использование подобных лекарств было уже не в моде, так как, по словам Бертона, «Эраст [Роттердамский] заключает, что их философские камни, питьевое золото и тому подобное – не лучше яда, но простое самозванство, ничтожество».

Лекарственные препараты из коллоидного золота изготавливали Иоганн Конрад Крейлинг (1730 г.), Валентин Краутерман (1717 г.), Георг Эрнст Шталь, создатель теории флогистона (1744 г.) и Джордж Вильсон (1631-1711 гг.). По словам современника Вильсона, Николя Лемери, «их aurum potabile (питьевое золото), ... которое они продают по такой высокой цене, обычно представляет собой не что иное, как настойку какого-либо растительного или минерального вещества, цвет которого близок к цвету золота... Этот их трюк они используют для получения прибыли, так как в отношении лекарств множество людей оказываются чрезвычайно доверчивыми».

В том же ключе высказался и Этьен Франсуа Жоффруа (cтарший) (1672-1731 гг.): «самый ценный и самый дорогой из всех металлов является самым бесполезным в медицине, если только не рассматривать его как средство против бедности». Однако даже в наши дни питьевое золото иногда можно встретить в продаже: «Goldwasser», спиртной напиток с кусочками золотых хлопьев, пьют и сегодня. В 1971 году С. Махдихасан из Карачи (Пакистан) описал и представил фотографии трех алхимических растворов из коллоидного золота, которые продавались в Индии и Пакистане, причем золото было запечатлено с помощью электронного микроскопа (увеличение в 7500 раз). По его словам, «простые вещества, или отдельные лекарства, будь то трава, как Сома, минерал, как красный цвет, или металл, как золото, как предполагалось, содержат квант души в качестве своего действующего начала.... Идея о том, что каждая субстанция наделена душой, была заложена анимизмом. Когда впоследствии появился дуализм..., то все вещи стали иметь двойственную природу, а душа в целом представляла собой смесь мужской и женской душ, причем их соотношение варьировалось от случая к случаю..... Но если металл и траву прокалить вместе при критической температуре, то в результате дифференциального нагрева их слабые души исчезнут, оставив только сильные. Устойчивыми душами окажутся мужская душа травы и женская душа металла. Затем сильная пара душ, будучи равной, сольется в единое целое, образуя гермафродитную душу ..... Когда такой травяно-металлический комплекс... принимается в качестве лекарства, то принимающий его организм никогда не испытает недостатка в присутствии души и поэтому обязательно станет вечным: таким образом, человек может стать бессмертным. Когда то же самое вещество помещается в ртуть, последняя становится вечной, как металл, который является золотом. Однако полученное золото является также носителем вечно растущей души, так что перенос того же вещества в пористую ртуть, в свою очередь, превращает ее в золото. Таким образом, алхимическое золото, как и исходное травяно-минеральное вещество, является гермафродитом по своей конституции и ферментом по своей функции ..... Таким образом, если обычное золото, используемое в качестве простого лекарства, рекомендуемого анимизмом, продлевает жизнь в долгосрочной перспективе, то алхимическое золото может сделать все это сразу, как одноразовая доза лекарства бессмертия».

Махдихасан утверждал, «что особая техника алхимии заключалась в создании травяно-металлического комплекса с душой травы, перенесенной в металлическое тело, и может быть подтверждена документальными свидетельствами», и что «первым лекарством, которое удалось сделать алхимику, был травяно-металлический комплекс, и что каждый алхимический препарат должен содержать постоянно растущую душу в качестве активного принципа... Следующим препаратом было алхимическое золото... изготовленное путем смешивания травяно-металлического комплекса с металлом или ртутью, а также путем использования обычного золота и обработки его соком растения, так что ожившее золото становится ферментированным золотом».

Он также дал инструкции по приготовлению двух препаратов из коллоидного золота, которые заключаются в прокаливании трав сусальным золотом.

С коллоидным золотом тесно связаны препараты, используемые для получения золотого рубинового стекла. Андреас Либавиус (ок. 1540-1616 гг.) в своей работе «Алхимия» (1595 г.) описывает использование растворов золота для получения красного цвета у стекла. Другой формой коллоидного золота является так называемый «пурпур Кассия», приготовленный Глаубером в 1659 году, за четверть века до Кассия.

В современной медицине соединения золота, например, натрия ауротиомалат, используются для лечения ревматоидного артрита.

Алхимические преобразования

Преобразование, хотя и не было единственной проблемой алхимиков на протяжении многих веков, все же являлось основополагающей целью этой почтенной протонауки. Перечисление всех предполагаемых случаев преобразования заняло бы целый том. Многие из этих историй похожи на сказки или таинственные истории, в которых фигурируют таинственные незнакомцы, совершающие чудеса и затем исчезающие навсегда. Вероятно, книга, в которой рассматривается наибольшее количество случаев преобразования, — это популярная книга Курта Карла Доберера «Золотоделатели», в которой содержится более 50 коротких рассказов о предполагаемых случаях, расположенных в хронологическом порядке.

Отношение властей к алхимии

Диоклетиан (245-316 гг. н.э.), император Рима с 284 по 313 гг., опасался, что египтяне (Египет в то время находился под властью Римской империи) могут стать богатыми и влиятельными благодаря своим познаниям в алхимии, так как многие алхимики, особенно в Александрии, овладели искусством приготовления сплавов, напоминающих золото и серебро, и выдавали свои подделки за настоящие металлы. В связи с этим в 296 г. н.э. он приказал сжечь все книги и манускрипты, «в которых говорилось о достойном восхищения искусстве изготовления золота и серебра» (см. изображение внизу). Поэтому до наших дней дошли лишь немногие египетские алхимические труды, случайно спасенные от огня.

Согласно легенде о Халиде (Халед бен Езид ибн Муария, умер в 708 г. н.э., апокрифический царь Египта) и Мориене, Халид получил в свое распоряжение рукопись по алхимии, которую не смог расшифровать. Он предложил большую награду тому, кто сможет истолковать его и провести успешное преобразование.

Вскоре Халид оказался в окружении шарлатанов и мошенников, которые тратили его деньги и питались его пищей. После того как ученый и адепт по имени Мориенус Романус разгадал загадку и приготовил философский камень, Халид приказал немедленно казнить всех лжеалхимиков.

В 1404 году Генрих IV (1366-1413), король Англии с 1399 по 1413 год, указывая на возможность подделки металлов под видом алхимического преобразования, строго запретил заниматься алхимией в своем королевстве. Начиная с 1440 года, внук Генриха IV, Генрих VI (1421-1471), король Англии в 1422-1461 и 1470-1471 гг., отменил этот запрет, выдав алхимикам и алхимическим обществам официальные концессии на производство искусственного золота. Так, в июле 1444 года он выдал специальную лицензию и концессию Джону Гоббе на превращение неблагородных металлов в серебро и золото, а в апреле 1452 г. – аналогичную лицензию Джону Мистелдену, которая была ратифицирована парламентом. Поскольку производство золота приобрело важное государственное значение, 31 мая 1456 года три алхимика - Джон Фаусби, Джон Киркеби и Джон Рейни - получили эксклюзивную лицензию на поиск философского камня и эликсира жизни. Поводом для такой поддержки алхимии послужило присутствие английских войск во Франции, начатое вторжением Генриха V в 1415 году. Из алхимического золота чеканилась определенная часть всех английских золотых монет. Поскольку оно использовалось для оплаты английских войск во Франции, то не было особых опасений, что золото алхимиков не пройдет обычную проверку. Французские войска оплачивались подобными же обесцененными монетами, выпущенными министром финансов Карла Виля Жаком Кёром.

В Средние века европейские короли и принцы содержали при своих дворах алхимиков и астрологов. Как правило, короли и принцы руководствовались скорее жадностью и легковерием, чем интересом к науке, поэтому их алхимики и астрологи влачили жалкое существование, иногда безвременно уходя из жизни, когда их усилия оказывались безуспешными. Алхимические общества также переживали расцвет. Например, в 1654 году в Нюрнберге было основано Алхимическое общество, а через два года 20-летний Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), впоследствии известный как математик, метафизик и ученый, был назначен его регистратором и секретарем. Внизу находится типическое изображение алхимиков на службе властей.

Яков IV (1473-1513 гг.), король Шотландии (с 1488 по 1513 г.), был просвещенным ученым-любителем, сведущим в медицине, стоматологии и алхимии, чьи алхимические эксперименты были дополнением к его медицинским интересам. В 1603 году Кристиан II (1583-1611), курфюрст Саксонии (1591-1611), перед которым Александр Сетон провел успешное преобразование, решил узнать секрет своего лимонно-желтого философского камня, а когда Сетон отказался его раскрыть, подверг его пытке на дыбе. Фридрих I (1557-1608 гг.), герцог Вюртембергский (1593-1608 гг.), нанимал алхимиков по два-три человека за раз, но избавлялся от них безжалостно, когда это было ему выгодно. Например, весной 1597 года он повесил Георга Хонауэра на покрытой сусальным золотом виселице, сделанной из железа, которое Хонауэр обещал превратить в золото. В 1605 году он также пытался добиться выдачи из Англии Александра Сетона и заключил в тюрьму Михаила Сендивогиуса. Карл II (1630-1685 гг.), король Великобритании времен Реставрации с 1660 по 1685 гг., занимался алхимией, а недавно было получено доказательство (результат нейтронно-активационного анализа его волос), что его смерть была вызвана отравлением ртутью.

В 1782 году Георгу III (1738-1820), королю Великобритании с 1760 по 1820 год, показали золото, полученное алхимическим путем в лаборатории Джеймса Прайса, и он поздравил Прайса с успехом в деле преобразования. Ближе к нашему времени Адольф Гитлер, кроме того, веривший в астрологию, по слухам, держал у себя золотоделателей, пытаясь пополнить казну нацистской Германии.

Однако среди всех европейских монархов, поддерживавших алхимию и занимавшихся ею, Рудольф II (1552-1612), император Священной Римской империи с 1576 по 1612 гг. был, безусловно, самым увлеченным. Он был эксцентричным человеком и страдал от приступов тяжелой депрессии, поэтому забросил государственные дела и удалился в Прагу, где жил в уединении, занимаясь науками и искусствами. Он сделал алхимика Эдварда Келли «бароном королевства Богемия» и пожизненно заключил в тюрьму Александра Сетона. Рудольф оборудовал алхимическую лабораторию, а его придворные алхимики жили неподалеку на узкой улочке в Праге, которая круто поднималась от монастырей церкви святого Георгия к собору святого Вита. Сегодня она по-прежнему известна как Золотая улочка или улица алхимиков.

Учитывая, что алхимией в Древнем Египте занимались жрецы, неудивительно, что на протяжении многих лет церковь проявляла интерес к изготовлению золота. Иногда алхимия была опасна для монахов, но иногда допускалась, в зависимости от того, какой именно Папа восседал на троне Святого Петра в Риме или Авиньоне. В первый год своего папства папа Иоанн XXII (Жак Дюэ, 1244?-1334 гг.) издал «Запрет на алхимию», в котором алхимики обвинялись в выпуске фальшивых монет из алхимического золота и серебра, а церковники, занимавшиеся алхимией или помогавшие ей, подлежали лишению сана. Однако алхимики считали его одним из своих сторонников и приписывали ему трактат по алхимии, опубликованный в Лионе в 1557 году. Они утверждали, что запрет распространяется только на плохих алхимиков, то есть, лжеалхимиков. По преданию, у папы Иоанна была лаборатория в Авиньоне, где он изготавливал большое количество золота. Когда он умер, в его сокровищнице было найдено 200 слитков золота общим весом не менее 10 тонн, якобы изготовленных путем преобразования, поскольку папские доходы в Авиньоне были невелики и сократились из-за войны и антипапских выступлений.

Алхимией занимались как высшие, так и низшие церковные ордена, особенно в бенедиктинских монастырях. Иоганн Тритемиус (1462-1516 гг.), аббат Шпонхайма и алхимик, в своей хронике бенедиктинского аббатства Хиршау в Вюртемберге рассказывает о целой плеяде приверженцев алхимии, среди которых были архиепископ Тревесский, аббат Бернгард Нортхаймский, аббат Андреас Бамбергский, настоятель картузианцев в Нюрнберге и епископ Бриксенский. После Реформации интерес к алхимии сохранился среди протестантских священнослужителей. Мартин Лютер (1483-1546 гг.), друг и покровитель алхимии, писал в своем «Канонике» следующее: «Искусство алхимии по праву и истине является философией мудрецов древности, которой я очень доволен, не только по причине ее добродетельности и многообразной пользы, которую она имеет через перегонку и возгонку металлов, трав, вод, масел, но и по причине благородного и прекрасного сходства, которое она имеет с воскрешением мертвых в Судный день».

Фальшивые преобразования

«Не все то злато, что блестит» (Шекспир, «Венецианский купец»).

Эта известная шекспировская фраза встречалась в других версиях у более ранних авторов, которым было известно о существовании сплавов, имитирующих золото, например, у Чосера или Алануса де Инсулиса (ок. 1128-<1202) («Не считай все золотом, что блестит как золото»).

Древние египтяне владели искусством «диплоза» и «триплоза» золота или серебра, то есть, удвоения и утроения количества металла путем подмешивания к нему неблагородных металлов для получения сплавов, внешне напоминающих золото или серебро.

Например, при добавлении мышьяка в медь получалась белая медь, похожая на серебро, а небольшое количество золотой пыли изменяло цвет неблагородного металла на блестящий желтый, похожий на золото. В знаменитом Лейденском папирусе, представляющем собой сборник египетских рецептов на греческом языке, датируемый примерно 300 г. н.э., даются следующие указания: «Растереть золото и свинец в порошок, мелкий, как мука, 2 части свинца на 1 часть золота, и, смешав, растереть их с камедью. Полученной смесью покрывают медное кольцо, затем нагревают. Повторяют несколько раз, пока предмет не примет нужный цвет. Выявить подделку трудно, так как пробный камень дает след настоящего золота. Под воздействием жара свинец разрушается, но не золото».

В «Кентерберийских рассказах» (1390-е гг.) Джеффри Чосер (ок. 1342-1400 гг.) раскрывает уловку алхимиков-шарлатанов, которая в то время нигде больше не упоминалась. В «Повести о йомене» из вышеуказанных рассказов каноник незаметно помещает унцию серебра в полую часть кусочка угля, закрывает отверстие воском и кладет его в печь. Ртуть, которая должна была преобразоваться, испаряется, воск плавится, а серебро вытекает.

Продолжение следует…

^ Наверх