Материал из книги Стефано Локателли. Часть первая тут, вторая – здесь.
Идея чеканки флорина тесно связана с политическими амбициями Флоренции. Историк Роберто Лопес отметил, что выпуск этой монеты стал выражением «муниципальной гордости» города, стремившегося окончательно утвердить свою независимость от Пизы — многолетнего соперника. Другие ученые, такие как Марко Тангерони и Моника Бальдассарри, указывали на ослабление императорской власти, особенно после смерти Фридриха II в 1250 году и нарастания конфликта между партиями гвельфов (сторонников папы) и гибеллинов (приверженцев императора). Все это создавало условия для желания обрести политическую автономию со стороны Флоренции в первой половине XIII века.
С конца XII века город вел военные кампании — сначала против сельских феодалов, затем против других тосканских городов (Сиены, Пистойи). В 1220-х гг. конфликты обострились: Флоренция воевала с Пизой, Пистойей и Сиеной. Все началось с коронации Фридриха II в Риме, когда Пиза добилась от императора торговых привилегий — освобождения от налогов на всей территории империи. Для Флоренции это был болезненный удар: экономика города оказалась в тени Пизы. Вскоре флорентийцы отомстили: напали на пизанцев в Риме, что привело к серьезным последствиям — купцы были арестованы, имущество конфисковано, все торговые соглашения между двумя городами аннулированы. Это стало началом войны 1222 года.
Флоренция начала формировать союзы: на ее стороне были Лукка и Ареццо, противостояли им Пиза, Сиена и Пистойя. Пока эти коалиции еще не совпадали с границей между гвельфами и гибеллинами, но война подготавливала почву для будущих политических расколов. После победы Фридриха II над Миланом в 1237 году началась активная имперская экспансия в Северной Италии, что только усилило напряженность. В 1246 году император назначил своего внебрачного сына Фридриха Антиохийского наместником Тосканы и подеста [исторический термин, обозначающий высшую административную должность в средневековой Флоренции] Флоренции, чтобы усмирить город. Сначала он был терпим к гвельфам, но затем упразднил местные органы власти, связанные с папой. В 1248 году гвельфы были изгнаны, а их имущество конфисковано. На тот момент Флоренция была фактически гибеллинским городом под контролем империи. Но это длилось недолго. В 1250 году все изменилось. В сентябре у Фиджине гвельфы разбили войска Фридриха Антиохийского, положив конец его власти. Уже в октябре народ Флоренции изгнал гибеллинских правителей и взял город под свой контроль. А в декабре умер и сам император Фридрих II. Его сын Конрад IV так и не смог восстановить имперскую власть. Начался период безвластия — «междуцарствие», которое Флоренция использовала, чтобы заявить о своей независимости.
Внешне Флоренция продолжила военные кампании. В 1251 году Пиза, Сиена и Пистойя образовали союз против нее. Когда стало известно, что часть флорентийских аристократов поддержала этот союз, их изгнали. В октябре Флоренция заключила союз с Генуей и Луккой на 10 лет — целью была ликвидация Пизы как политического и экономического соперника. Эта антипизанская коалиция опиралась как на экономические интересы, так и на общее антиимперское настроение.
Война шла успешно: к 1254 году был заключен мир, зафиксировавший лидерство Флоренции в регионе. Но важные перемены произошли и внутри города. Победа над гибеллинами в 1250 году совпала с приходом к власти нового народного правительства — «Primo Popolo». Оно опиралось на новую экономически активную прослойку — купцов, банкиров, ремесленников, нотариусов и судей, не связанных с феодальной аристократией. Новая власть провела реформы: появилась система новых советов, военная структура, налоговая система, начались масштабные стройки — мосты, церкви. Сформировался новый политический облик города.
Именно в этом контексте флорин стал символом независимой Флоренции. Он был не просто монетой — он стал актом политического самоутверждения. Город выпустил ее без разрешения императора, хотя право чеканки монет (ius cudendi) в XII–XIII веках давалось только по имперскому указу. Флоренция не имела такого разрешения, когда в 1236 году начала чеканить серебряные монеты — это произошло во время конфликта с Пизой и Сиеной, в условиях прямого неповиновения императору.
На новых монетах не было ни одной имперской символики — только флорентийская лилия и образ Иоанна Крестителя, покровителя города. Это был явный жест независимости. Через несколько лет та же иконография появилась и на золотом флорине — только святой был изображен в полный рост.
До этого момента золото в чеканке монет ассоциировалось с верховной властью — королями и императорами. Органы местного самоуправления — такие как города-коммуны — чеканили в основном серебро или менее ценные сплавы. Примером «золотого суверенитета» служит августалий — монета, которую император Фридрих II начал чеканить в Сицилии в 1231 году. На ней были классические символы власти: бюст императора в лавровом венке и орел на обороте.
На этом фоне решение «простого» города, каковым формально оставалась Флоренция, начать чеканку золотой монеты выглядело революционным. Однако политическая ситуация к тому моменту радикально изменилась. Имперская власть в Италии ослабла, а Флоренция почувствовала в себе силы действовать самостоятельно. Выпуск флорина стал не только экономическим шагом, но и актом символического присвоения имперской функции — чеканки золота.
Таким образом, флорин стал не просто денежной единицей, а политическим заявлением. Флоренция утверждала: она — «город – сам себе правитель», или, как позже выразится юрист XIV века Бартолус из Сассоферрато, civitas sibi princeps — город-государство, признающий только свою собственную власть. Это было возможно лишь потому, что император умер, и на смену ему никто не пришел. Если бы империя оставалась сильной, такой шаг вряд ли был бы возможен.
Именно по этой причине флорентийский флорин отличался от золотых монет Генуи и Лукки. Хотя они тоже начали чеканить золото примерно в то же время, их монеты сохраняли отсылки к императорской власти: изображения, символику, тексты. Флоренция же сознательно отказалась от любых упоминаний о былом подчинении. Золотой флорин стал полным разрывом с прошлым и манифестом нового политического курса.
Почему именно золото? Почему не отчеканить еще одну серебряную монету или скопировать популярные иностранные образцы? Ответ прост: никакой другой металл и никакая имитация не могли бы выразить новый статус Флоренции так мощно, как самостоятельная чеканка золота с оригинальным дизайном. Это был символ суверенитета.
К тому же, такие города, как Пиза и Сиена, несмотря на богатство и влияние, не выпускали собственные золотые монеты до флоринской реформы. Причина проста — они оставались тесно связаны с императорской властью и не решались на такой акт независимости. Флоренция же к 1250-м годам уже избавилась от имперского влияния и почувствовала себя вправе действовать как государство.
Таким образом, чеканка флорина — это не просто финансовая новация. Это был символ новой политической реальности, в которой Флоренция больше не подчинялась внешнему сюзерену. Это был шаг, который не просто сопровождал политическую трансформацию города — он стал ее центральной частью.
Выводы: условия рождения флоирина
Флорин появился в результате стечения удачных политических и экономических условий. Если говорить на уровне «макропроцессов», то к XIII веку старая система золотых монет в Европе ослабла: эмиссии монет в местных экономиках стали редкими из-за политической нестабильности, а торговцы нуждались в новой, стабильной, надежной монете. Объем золота в Европе вырос — не в последнюю очередь благодаря торговле, а не спекуляции. Поэтому чеканка золота стала более выгодной и уместной. Чеканка золотых монет началась одновременно в Генуе, Флоренции и Лукке (все примерно в 1252 году), но только флорин добился широкого успеха. Генуэзская и луккская монеты вскоре были забыты: их мешали политические и финансовые кризисы. Поэтому 1252 год стоит рассматривать не как революцию, а как точку, в которой Флоренция оказалась единственным городом, сумевшим превратить эмиссию золотой монеты в прочный и узнаваемый символ новой эпохи.
На «микроуровне» все складывалось не менее интересно. В отличие от своих соседей, Флоренция вступила в «коммерческую революцию» с некоторым опозданием. Только в конце XII века она стала по-настоящему важным торговым центром. Быстрый рост населения привел к расширению городских стен, развитию торговых связей с другими итальянскими городами. Флорентийские купцы начали выходить на международный рынок: они искали зерно, торговали шерстью и тканями, занимались финансами.
Открытие флорентийского монетного двора около 1236 года стало прямым следствием роста деловой активности. Городу требовалось больше денег. И хотя причины появления флорина были в первую очередь экономические, но политические обстоятельства сделали чеканку золотой монеты особенно своевременной. Антигибеллинские и антиимперские настроения, совпавшие со смертью Фридриха II и слабостью его преемника, создали идеальные условия. На фоне безвластия Флоренция почувствовала себя вправе заменить собой отсутствующего императора.
Так родился флорин — монета, которая стала символом нового флорентийского народа (Primo Popolo), новой политической воли, новой экономической силы. И в этом смысле история флорина — это не просто история денежной реформы. Это рассказ о том, как торговый город стал автономным государством, способным говорить от своего имени — на языке золота.
Флоренция, начавшая свой подъем позже, чем Пиза или Лукка, сумела перегнать их благодаря правильно выбранному моменту. В конце XII – начале XIII века здесь шел бурный рост торговли, заключались союзы с другими рынками, развивались связи с северной Европой и Средиземноморьем. Наряду с торговлей зерном, важнейшим направлением была торговля тканями и шерстью, а также финансовые услуги, которые флорентийцы начали оказывать в других странах.
Появление собственного монетного двора в 1236 году стало закономерным этапом в развитии экономики города. Требовалось больше монет — и не только серебряных. Однако к моменту чеканки флорина в 1252 году ситуация изменилась: экономические мотивы совпали с глубокими политическими амбициями. Город стремился не только расширить денежную массу, но и заявить о своей независимости в символической форме.
Это объясняет, почему флорин не был просто копией других монет. Он имел собственную иконографию, полностью лишенную имперской символики. Святой Иоанн Креститель — городской покровитель — стал главным образом новой монеты. С другой стороны был цветок — флорентийская лилия. Ни слова об императоре, ни намека на регалии. В этом — вся суть нового политического образа Флоренции: самостоятельность, гордость, отказ от прежней зависимости.
Такой шаг стал возможен именно потому, что в Римской империи наступило «междуцарствие»: после смерти Фридриха II и неспособности его сына Конрада IV установить контроль над Тосканой, города получили историческую паузу — окно возможностей. Флоренция использовала его на полную мощность. Она не только построила новое правительство и выслала проримские семьи, но и выпустила собственную золотую монету — символ новой эпохи.
Флорин стал средством выражения нового порядка. Он был результатом усилий нового класса — банкиров, купцов, судей, ремесленников, представителей среднего сословия. Этот «Primo Popolo» стремился не к аристократической монархии, а к городской республике, в которой процветание зависит не от милости сеньора, а от труда, торговли и коллективного управления. И чеканка флорина стала высшим выражением этого мышления.