Материал Грэхема Кларка.
Для успешной обработки серебра, да и просто для получения этого металла в достаточных масштабах, необходимы более сложные знания в области металлургии. Дело в том, что золото было широко доступно в форме, пригодной для непосредственного использования в кузнечном деле. Серебро же в форме самородков использовалось древними людьми, если оно встречалось в природе, но в целом оно было слишком редким в Старом Свете, чтобы служить основой для какой-либо очень значительной промышленности. Кроме того, его было сложнее добывать. В отличие от золота, серебро не встречается в россыпных месторождениях, его приходится добывать из жил в горных районах или извлекать с помощью металлургических процессов из природных сплавов или руд. Особое значение имел природный сплав, состоящий из золота и серебра. Он варьировался от желтого золота со сравнительно низким содержанием серебра, до бледно-желтого электрума с более высоким содержанием серебра, и вплоть до белого золота, которое можно было принять за серебро.
Чтобы получить что-то похожее на чистое серебро из природного золотого сплава, требовался довольно сложный процесс разделения. В древние времена источником серебра был сульфид свинца, в первую очередь галенит, содержащий различные пропорции серебра. Процесс извлечения серебра включал в себя плавку руды, очистку неочищенного свинца и извлечение серебра из мягкого металла, в частности, с помощью процесса купелирования (пирометаллургический процесс, вид обжига, включающий нагрев минералов, руд, концентратов или сплавов, содержащих драгоценные металлы, с целью их отделения или очистки). О том, в какой степени серебро было получено из галенита, а не из природных сплавов серебра с золотом, можно судить отчасти по наличию свинцовых артефактов и, более непосредственно, по чистоте серебряных артефактов. Если серебро, выделенное из природных сплавов, может содержать заметные следы других металлов, то серебро, полученное методом купелирования, отличается высокой степенью чистоты.
Археологические данные свидетельствуют о том, что серебро впервые стало использоваться в значительных объемах в III тысячелетии до н. э. И только после того, как металлургия достигла относительно высокого уровня развития, стало возможным производство серебра в любых количествах. Месторождения галенита широко распространены, но отнюдь не одинаково доступны для древних центров цивилизации. Месторождения галенита существуют между Нилом и Красным морем и, несомненно, использовались в качестве источника краски для глаз, известной по могилам додинастического периода, однако на самом деле они содержали относительно мало серебра. Вплоть до конца Среднего царства серебро в Древнем Египте было вдвое дороже золота. Только в эпоху Птолемеев его цена упала до уровня, характерного для других стран древнего мира. Месопотамия получала серебро из исключительно богатых месторождений галенита в Малой Азии, Армении и Курдистане. Раннединастические правители, должно быть, получали дань серебром за несколько столетий до того, как Саргон I (царь Ассирии (ок. 1920—1881 годы до н. э.)) отправил экспедиции, упомянутые в документах, найденных в Амарне, Ассуре и Богазкёе.
Пока серебряные предметы из археологических раскопок не будут подвергнуты более систематическому металлургическому анализу, вряд ли можно с уверенностью сказать, когда и где этот металл начали добывать из галеновых руд. Вполне вероятно, что многие серебряные сосуды из Ура, которые очень похожи на золотые, на самом деле были сделаны из электрума, природного сплава серебра и золота. То же самое может относиться и к сосудам из майкопского погребения (памятник эпохи ранней бронзы. Датируется примерно второй половиной 4-го тысячелетия до н. э.) на западе Кавказа. Однако некоторые, если не все, серебряные изделия из Трои на западной оконечности Малой Азии были получены из галеновой руды. Анализ серебряных слитков из Трои показал, что они соответствуют стандарту чистоты римского очищенного серебра. Широкое использование свинца в эпоху ранней бронзы на Кикладах указывает на то же самое происхождение серебра в Эгейском море. Свинцовые слитки из Филакопи, Мелос и Агиарини, Кеа, а также три статуэтки из свинца из раннекикладского захоронения на Наксосе, наряду с использованием свинца для изготовления маленьких фигурок, браслетов и заклепок для починки горшков, — все это позволяет предположить, что серебро, используемое в Эгейском море в III тысячелетии до н. э., было получено из галеновой руды. Напротив, редкие находки серебряных предметов из Европы бронзового века, в частности из Сардинии, Северной Италии и культуры Эль-Аргар в Южной Испании, скорее всего, были сделаны на основе местных месторождений самородных металлов или руд. В эпоху античности изготавливались выдающиеся изделия из серебра. Греки предпочитали использовать серебряные сосуды в качестве подношений, а римляне - для демонстративного потребления, а также для дипломатических подарков, призванных удивить варварских правителей.
Серебро играло важную роль в хараппской цивилизации (3300—1300 гг. до н. э.) бассейна Инда. Оно использовалось для изготовления сосудов по бронзовым формам, а также для украшений. Свинцовые слитки позволяют утверждать, что самое раннее серебро, использовавшееся на индийском субконтиненте, было получено, по крайней мере частично, из галеновых руд, особенно тех, которые в изобилии имелись в Афганистане. В представлении китайцев серебро, как и золото, стояло гораздо ниже нефрита. Впервые оно получило известность во времена династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), когда активизировались контакты с Западом. Во времена династии Тан китайское серебряное дело испытало сильное влияние Персии, особенно в отношении сосудов, что, в свою очередь, отразилось на формах фарфора.
В Новом Свете обработка серебра, как и золота и меди, началась, по-видимому, в Перу, где самородное серебро можно было легко собрать для переплавки. Хотя на Мексику в последние годы приходилось более 1/3 мирового производства серебра, добыча и обработка этого металла начались там лишь в конце I тыс. н.э.
Своим благородством золото и серебро обязаны тому, что в отличие от неблагородных металлов они сохраняют яркость и блеск в течение неограниченного времени в чистой атмосфере. Хотя серебро тверже золота, оно все же податливо и сравнительно легко обрабатывается. Поскольку, за редким исключением, золото было намного ценнее серебра, оно, как правило, использовалось для изготовления ювелирных изделий. По той же причине серебро чаще применялось для изготовления больших сосудов, что видно на примере изделий шумерской, хараппской, эгейской и античной цивилизаций. При этом осуществлялись те же процессы кузнечного дела. Формы сосудов создавались с помощью молота и завершались пайкой дополнительных литых или кованых элементов. Декорирование поверхности достигалось лепкой и литьем по выплавляемым моделям, работой репуссе (работая молотком с обратной стороны, мастер может создать дизайн в технике барельефа или низкого барельефа), заполнением фаски золотом или чернью (чернение углубленного (предварительно награвированного) рисунка на металле, главным образом на меди или серебре, смесью сульфидов серебра, свинца, меди, олова и серы с последующим прокаливанием, в результате чего «чернь» прочно сплавляется с основой, и последующей полировкой), выбивкой или штамповкой. Как только такое ремесло, как кузнечное дело по серебру, стало развиваться, появились возможности для инноваций, а также для передачи унаследованных навыков. Хорошим примером может служить то, как микенские кузнецы предвосхитили изобретение Болсовером шеффилдской пластины в 1743 году, покрывая серебром заклепки, используемые для крепления клинков кинжалов и мечей к их рукояткам. Серебряные колпачки соединялись с медными заклепками путем нагревания, когда они находились вместе под давлением. Заклепки для личного оружия покрывались серебром, чтобы сделать их символом превосходства власти и престижа их владельцев, а не для того, чтобы сделать их более эффективными в реальных боевых действиях.
Платина
Платина — это один из самых дорогих драгметаллов, но мы рассматриваем ее в последнюю очередь, потому что она еще не успела завоевать такую любовь и влияние, как золото или серебро. Основная причина этого заключается в том, что ее история очень коротка. Первоначально этот металл добывали индейцы Колумбии и Эквадора, которые извлекали его в виде песчинок и отдельных самородков из золотоносных аллювиальных отложений рек, впадающих в Тихий океан. Анализ доисторических артефактов показал, что обрабатываемый металл был разной степени чистоты. Некоторые вещи были сделаны из почти чистой платины, в других были обнаружены небольшие доли золота, которые легко могли появиться в результате несовершенной очистки. Те, в которых доля золота составляла от 1/4 до 3/4, были, скорее всего, искусственными сплавами. Чистая платина легко поддавалась формовке молотком, что наиболее часто встречается на доисторических носовых кольцах из Колумбии, но высокая температура плавления (1775°C) делала отливку чистого металла непосильной для древних кузнецов. Единственный способ преодолеть эту проблему заключался в том, чтобы добавить золотую пыль, нагреть их вместе, пока расплавленное золото не свяжет гранулы платины вместе, а затем, попеременно нагревая и ударяя молотом, превратить смесь в компактную массу, которую можно ковать или отливать.
Платина также использовалась для отделки предметов из золота или тумбаги (сплав золота и меди с добавлением серебра, широко использовавшийся в доколумбовых культурах Южной и Центральной Америки), как в случае с человеческой маской из региона Эсмеральдас на севере Эквадора. Кузнецы Эсмеральдаса, играя с цветом, вставили платиновые глаза в маски из золота или тумбаги.
Платина впервые попала в Европу в результате испанского колониального владычества, но только в 1741 году она впервые попала в Англию. В течение последующих 150 лет был достигнут быстрый прогресс в классификации свойств различных металлов, входящих в платиновую группу. Вплоть до начала Первой мировой войны потребности промышленного мира по-прежнему почти полностью удовлетворялись за счет россыпных месторождений. Только когда они истощились, пришлось прибегнуть к горной добыче. В настоящее время мир получает платину из медно-никелевых руд ограниченного числа шахт в Канаде, России и на юге Африки. Дефицит, а также такое положительное качество, как износостойкость, сделали платину на некоторое время более ценным драгметаллом, чем золото. Ювелиры уже некоторое время используют платину в качестве более подходящей оправы для бриллиантов, чем золото. Отчасти это объясняется тем, что, будучи более твердым металлом, платина обеспечивает более надежную оправу для ценных камней, а отчасти тем, что, будучи белым металлом, она лучше передает блеск и сияние бриллиантов, чем соперничает с ними. Несомненно, именно по этим причинам корона, изготовленная для королевы Александры с Кохинором и третьей и четвертой Звезд Африки, была с платиновой, а не золотой оправой. В последнее время стремительный рост благосостояния японцев, их более активное потребление бриллиантов и тот факт, что они никогда не были так привязаны к золоту, как народы Запада, привели к резкому увеличению использования платины в ювелирных изделиях. Сегодня девять из десяти японских невест выбирают платину для своих обручальных колец. Таким образом, мы являемся свидетелями увеличения популярности платины. Несколько десятилетий назад на острове Мэн даже стали чеканить платиновые инвестиционные монеты "Нобель", чтобы конкурировать с золотыми инвестиционными монетами "Крюгерранд" в качестве средства защиты от инфляции.