Материал Кэри Хулбрук.
Монета как современная форма подношения
Монета — это самая популярная форма ритуальных подношений. Она использовалась в качестве подношения на протяжении всей истории человечества, на разных континентах, во множестве культурных и религиозных контекстах. В Британии монеты были популярными подношениями с римского периода: тайники, содержащие сотни и даже тысячи монет, были обнаружены на многих участках по всей римской Британии, например, в Лиднее, Глостершир, и Халлатоне, Лестершир.
Монеты, брошенные в родники и озера, служили подношением божествам или умилостивительным "жертвоприношением" злобным водяным духам, а в период после Средневековья их обычно клали в святые колодцы в качестве "платы" святым. В качестве конкретного примера Джордж Хендерсон предлагает следующее описание практики помещения монет в колодец Святой Марии, Куллоден, в Горной Шотландии в 1890-х годах:
"Процедура, которую необходимо пройти, такова: из колодца набирают воду, одновременно произнося пожелание или просьбу об успехе в той или иной форме в течение предстоящего года. Для исполнения желания в воду обычно опускают монетку небольшого достоинства... Как мало нужно заплатить за столь великое благо!".
Эта традиция - бросать монетку в уплату за исполнение желания - не является чем-то непривычным для нас сегодня. Колодец для загадывания желаний или фонтан, в который бросают монетки - обычное явление в парках, туристических местах и торговых центрах по всей Европе, да и по всему миру - от знаменитого фонтана Треви в Риме до менее известных мест, на которые мы натыкаемся в повседневной жизни.
Монеты, брошенные в фонтаны, не говорят непосредственно о ритуале, но они представляют собой ритуальные подношения, если придерживаться определения археолога Ральфа Меррихельда: ритуальное подношение - это предмет, "намеренно положенный на хранение без очевидной практической цели, а скорее в ущерб кладущему, который без видимой причины отказывается от чего-то, что часто является по крайней мере пригодным для использования, а возможно, и ценным". Монета действительно является "полезным и, возможно, ценным" предметом, и, опущенная в фонтан, "намеренно вкладывается без очевидной практической цели". Поэтому монета как была одним из самых популярных ритуальных подношений в истории, так она остается таковой по сей день.
Однако, в связи с этим возникает вопрос: почему? Почему монета является одним из самых популярных ритуальных подношений, если не самым популярным, особенно если учесть, что изначально она не была предназначена для этой цели? Как вопрошает Робин Осборн: "Почему кто-то решил, что оставление того или иного конкретного предмета или группы предметов является подходящим способом обозначения или установления связи с потусторонними силами?". Некоторые предметы специально для этого создавались, например, средневековые значки паломников или свечи, украшенные христианскими образами. Монета к таким предметам не относится. Она создана для светского, повседневного использования и, говоря словами Осборна, была "преобразована" в предмет, который можно использовать "в обмене со сверхъестественными силами". Как, однако, происходит это превращение и почему монета считается подходящей для такого обмена? Эти вопросы лежат в основе данной статьи и будут рассмотрены в связи с одним конкретным примером подношения посредством монет на Британских островах - монетным деревом.
Знакомьтесь, монетное дерево!
Поскольку данная статья не является исследованием монетного дерева как такового, а скорее использует монетное дерево в качестве примера при теоретическом рассмотрении монеты как современного ритуального подношения, здесь будет представлено лишь краткое описание этой практики.
Монетные деревья — это то, что следует из самого названия: деревья (чаще всего бревна), в кору которых по краям вставлены монеты. К настоящему времени каталогизировано 34 участка, где обнаружено около 200 монетных деревьев, и которые можно найти в Англии, Уэльсе, Шотландии, Северной Ирландии и Республике Ирландия. Эти места часто находятся в сельской местности, вдоль популярных лесных или речных тропинок. Из 34 мест 31 является " активным", поскольку люди продолжают участвовать в обычае вставлять монеты в деревья. В ходе работ, проведенных в 2011-13 годах, были каталогизированы все монеты, помещенные в/на монетные деревья на 34 объектах, общее количество которых достигло 165 тыс. единиц.
Самое раннее из известных монетных деревьев - выкорчеванный дуб на острове Маре (Isle Maree), небольшом острове в Лох-Маре (Loch Maree) на северо-западном нагорье Шотландии. Первое упоминание о том, что на этом месте хранились подношения, находится в книге Томаса Пеннанта "Путешествие по Шотландии и Гебридским островам", написанной в 1775 году, в которой он описывает святой колодец на острове, освященный святым Маэльрубой, также известным как святой Маре, в VIII веке, вода из которого считалось лекарством от безумия. Рядом со святым колодцем росло дерево, которое использовалось в качестве "алтаря"; паломники, искавшие исцеления у колодца, вкладывали в это дерево свои знаки благодарности святому Маэльрубу.
Первоначально эти подношения, по-видимому, представляли собой полоски ткани, известные как тряпки. Однако в XIX веке паломники стали класть и другие предметы, такие как гвозди и булавки. Эти металлические предметы изначально использовались для закрепления тряпок на дереве, но постепенно превратились в самостоятельные подношения, а к концу XIX века их, по-видимому, заменили монеты.
В 1877 году это место посетила знаменитая гостья: королева Виктория, которая приехала на остров Маре во время своего тура по Шотландии. Она и ее спутники сами вложили в дерево несколько монет, хотя к тому времени монеты рассматривались как подношение святой Маэльрубе, а не как попытка излечиться от безумия. Королева Виктория рассказала о дереве в своем дневнике, в записи от 17 сентября 1877 года:
«Лодку вытащили на берег. Мы вылезли и пошли через дремучий подлесок и заросли дуба, остролиста, бука и т. д., покрывающие островок, к колодцу, уже почти высохшему, вода из которого, как говорят, помогает излечиться от безумия. Недалеко от него стоит старое дерево, в кору которого с незапамятных времен каждый, кто приходит туда, вбивает молотком медную монету, как подношение святому, жившему здесь в VIII веке... Мы вбили в дерево несколько пенни».
На Британских островах есть ряд других монетных деревьев, которые могут похвастаться столь же пространными биографиями. Некоторые монетные деревья создавались с конца XIX до начала ХХ вв. Однако большинство из 34 каталогизированных к настоящему времени мест, где установлены монетные деревья, возникли недавно, в 1990-2010-х годах, и, хотя сам обычай вложения монет в деревья остался прежним, "смысл" этого обычая изменился.
Например, первоначальное назначение деревьев с монетами на острове Маре, в Клонниге и Ардбое было целительным. Однако из более чем 200 современных участников этой традиции, которых я опрашивала в 2011-13 годах, никто не упомянул об исцелении как о возможной функции монетного дерева. Это неудивительно, учитывая, что в прошлом болезни и преждевременная смерть были гораздо более серьезной проблемой, чем сегодня, а те, кто сегодня беспокоится о своем здоровье, скорее всего, обратятся к врачу, чем примут участие в народном обычае.
Сегодня вместо того, чтобы втыкать монеты в деревья в народно-медицинских целях, называют множество других причин участия в этой традиции. Многие современные участники признаются, что участвовали в обычае только потому, что другие делали это до них; их мотивировало подражание или, как выразился один из них, "менталитет толпы... если вы видите, что много людей делают что-то, то вы присоединяетесь, и вы не спрашиваете, почему". Другие называли эстетику главным мотивирующим фактором; они считают монетные деревья скульптурами, произведениями искусства и хотели внести в них свой вклад. Как сказала одна женщина, положить монету — это значит "оставить что-то от себя, чтобы другие увидели".