Полная тематическая коллекция монет – это не только ценная инвестиция, но и своеобразный проводник по историческим событиям. Нумизмат, специализирующийся на железнодорожной тематике, знает все этапы развития этого вида транспорта от изобретения первого паровоза и укладки первой колеи до современных сверхскоростных трасс и поездов.
Рассмотрим наиболее интересные и известные монеты «Железная дорога» в контексте исторических событий. Начнем с элемента, который появился первым – тягловая сила.
Больше всего для развития железнодорожного транспорта сделала Англия. Промышленный подъем в конце XIII — начале XIX веков привел к технологическому прорыву и изобретению парового двигателя (1773), который был применен Р. Тревитиком при постройке в 1804 году первого паровоза.
Это событие отражено на двухфунтовой английской монете, отчеканенной в 2004 г. в честь его двухсотлетия.
Биметаллический экземпляр этого дензнака можно купить сейчас за 2,5–3 тысячи рублей.
Первая общественная дорога, длина которой составляла 40 км, была построена там же, в Англии в 1825 году Д. Стефенсоном. Им же была разработана наиболее удачная конструкция паровоза, выигравшего соревнования и ставшего главной тягловой силой на железнодорожном участке Манчестер — Ливерпуль. Этот локомотив под названием «Ракета» запечатлен на одной кроне острова Мэн (1998), посвященной стодвадцатипятилетию начала общественных железнодорожных перевозок.
В России первый паровоз был построен в 1834 году отцом и сыном Черепановыми. В честь этого события в 2021 г. была выпущена серебряная монета номиналом 3 рубля «Паровоз Черепанова». Тираж дензнака – 3 тысячи, вес 33,34 грамма, продавцы предлагают ее по ценам от 17 до 21 тыс. р.
Самые известные паровые локомотивы мира, такие как «Принцесса Елизавета», «Летящий шотландец» или «Утренняя звезда» можно найти среди десяти серийных двадцатидолларовых дензнаков, отчеканенных на острове Кайкос (1996). А Маршалловы острова разместили в своей серии Royal Hudson и Ласточку.
Первый паровоз Австралии был запечатлен монетным двором острова Кука к стопятидесятилетию запуска австралийской железной дороги. Похожий в красочном варианте есть на камерунской тысячефранковой монете, выпущенной к чемпионату мира по футболу 2018 года, который назвали «Поезд Победы».
Паровозы есть также на дензнаках Либерии (5 долларов, 2000 г.), Бразилии (200 рейсов 1936–1938), острова Мэн (50 пенсов, 1984) и многих других стран.
Эстафету строительства общественного железнодорожного транспорта у Англии подхватили Соединенные Штаты Америки, где в 1830 году в Мэрилэнде также пустили локомотивы на паровом ходу по рельсам.
В России паровозы запустили от Царского села в Павлоск только в 1837 (Царскосельская ветка). 170 лет Российских железных дорог отпраздновали одноименной монетой номиналом 25 рублей. Отчеканили их из серебра.
Зато самой длинной в мире был и остается Великий Сибирский путь, известный сейчас как Транссибирская магистраль. Его длина 9 288,2 километра. Запуск строительства Транссиба состоялся в 1894 году.
К столетию дороги в 1994 г. Банк России запустил серию:
Закончилась прокладка Транссиба в 2016 году. В честь этой даты Камерун в 2016 отчеканил монету 7 унций в форме яйца. Тираж составил всего 1054 штуки. При массе чистого серебра 217,7 грамма, цена экземпляра начинается от 80 тысяч рублей.
И еще одна серия монет российских железных дорог «Начало строительства БАМ» выпущена к сорокалетию этого события в 2014. В золоте отчеканены 50 рублей, а в серебре – 25 р.
В США к стопятидесятилетию завершения строительства трансконтинентальной железной дороги отчеканили специальный жетон. Он не имеет номинала, но без него тематическую коллекцию нельзя назвать полной.
Также юбилеи открытия своего железнодорожного сообщения отобразили на памятных дензнаках Швейцария, Куба, Словения, Шотландия, Бразилия и другие.
Современные средства рельсового передвижения также нашли свое отражение в нумизматике.
Например, Гибралтар отчеканил 2,8 медно-никелевых и 14 серебряных экю, где изображен стремительно мчащийся по тоннелю под Ла-Маншем состав (1993).
А к пятидесятилетию скоростных поездов, движение которых началось к олимпиаде 1964 года, Япония выпустила серию Синкансен из девяти монет номиналом в 100 иен. На реверсах изображены все, курсировавшие тогда между Токио и Осакой поезда-пули.
Также скоростные составы чеканились на швейцарских и австрийских памятных дензнаках.
Мы рассмотрели только самые известные и интересные монеты железнодорожной тематики. Больший объем информации можно получить, если изучить каталог Иванкина Ф. Ф. и Рученькина А. А. (2007). И не забывайте следить за новинками на нашем сайте.