Материал исследователей Эммануила Эконому и Николаса Кириазиса из книги «Повседневная жизнь в классических Афинах: социально-экономический анализ» (изд-во «Springer», 2024). Часть первая здесь, вторая - тут, третья – здесь.
Методы оценки чистоты металлических монет в классической Греции (V—IV вв. до н. э.)
Для проверки чистоты монеты докимастаи (чиновники, которые занимались проверкой монет в древних Афинах) использовали ряд методов. Фальшивые монеты того времени также назывались покрытыми, поскольку их делали из бронзы, меди или железа, а затем покрывали слоем драгоценного металла - серебра, электрума или золота. Мы обобщили эти методы в таблице ниже.
Проверка на глаз |
Визуальный осмотр монеты был первичной формой проверки и важным источником информации для опытного докимастая, который мог легко заметить монету с немного другой фигурой богини Афины, изготовленной не со штампа афинского монетного двора. В этом случае он переходил к следующему этапу оценки монеты - пальпации. |
Пальпация |
У докимастаев был большой опыт, поэтому простое ощупывание монеты в пальцах для них стало привычным делом. |
Звуковая диагностика |
Другой способ - бросить монету на твердую поверхность, например, на скамейку. Докимастаи были знакомы со специфическими звуками, указывающими на то, является ли монета подлинной или поддельной. |
Проверка по запаху |
Для опытных монетчиков, таких как докимастаи, запах был еще одним фактором, определяющим подлинности монеты. Бронза и серебро имеют специфический запах; опытный докимастай мог учуять, что в поддельной монете есть бронза. |
Использование специальных весов |
С помощью специальных точных весов, опечатанных и заверенных официальными властями города, докимастай мог определить, соответствует ли вес монеты весу чистого серебра. Эти специальные весы находились в Метрооне. |
Купелирование |
Докимастаи также могли выполнять техники купелирования (см. далее), когда они не были заняты за своими столами, где они осуществляли свою деятельность. |
Контрольные насечки |
Метод, с помощью которого докимастаи тщательно осматривали монеты, делая крошечные насечки по краю маленьким долотом, чтобы определить, есть ли в них покрытая сердцевина из неблагородных металлов. На многих сохранившихся афинских драхмах есть такие насечки (см. рис. ниже). |
Различия в штампах |
Еще одним средством, с помощью которого опытный докимастай мог отличить настоящую афинскую драхму от подделки, была разница в размерах штампов, с которых были изготовлены монеты. Афинские штампы были меньше штампов других городов-государств, создавая более глубокий оттиск на плоскости. Кроме того, афинские монеты часто были более продолговатыми. |
Монеты с метками против подделок |
На монете выбивались дополнительные метки или символы. Контрмаркировка подразумевала нанесение крошечного отпечатка на монету с помощью маленького пробойника, чтобы проверить ее чистоту и/или удостоверить ее для принятия. |
Пробные камни |
Докимастай использовал технику пробного камня (см. ниже), чтобы определить, является ли серебряная монета подлинной или поддельной. |
Мы остановимся подробнее на техниках купелирования, а также использованиям пробного камня.
Купелирование — это процесс аффинажа в металлургии, при котором руды или сплавы металлов обрабатываются при очень высоких температурах. С помощью специальных техник благородные металлы, такие как золото и серебро, отделяются от неблагородных металлов, таких как свинец, медь, цинк, мышьяк, сурьма или висмут, которые могут присутствовать в руде. Этот процесс основан на том, что, в отличие от неблагородных металлов, драгметаллы не окисляются и не вступают в химические реакции; при нагревании при высоких температурах они не смешиваются с другими металлами, в то время как другие металлы вступают в реакцию, образуя шлаки или другие соединения.
Хотя это и невозможно проверить, но есть некая вероятность того, что докимастаи проводили купелирование, когда не работали за своими столами. После того, как несколько образцов из одной партии были проверены, так сказать, «в лаборатории», докимастаи могли бы эффективно работать со всеми монетами из этой серии путем визуального осмотра в своей повседневной практике «за столом». Обработка и плавка различных видов металла, например, железа, была известна древним грекам, по крайней мере, с 900 г. до н.э. Купелирование серебра из рудников Лавриона было обычной практикой. Эти рудники разрабатывались с очень ранних времен, даже в микенскую эпоху, следовательно, еще до 1100 года до н. э. В классический период практика плавления и купелирования стала более совершенной благодаря накопленным за века знаниям. Очевидно, что техника купелирования сделала докимастаи более опытными и способными распознавать и отделять подлинные монеты от подделок.
Что касается пробных камней, то это небольшой брусок из темного камня, такого как сланец или лиддит, используемая для анализа сплавов драгоценных металлов. Он имеет зернистую поверхность, на которой мягкие металлы оставляют видимый след. Этот камень обладает очень интересной способностью. Когда на него натирают кусочек золота или серебра, то на его поверхности появляется след определенного цвета. Например, если вместо чистого золота натереть камень сплавом, содержащим золото, то след будет иметь другой цвет. Чем больше золота или серебра содержит сплав, тем интенсивнее цвет следа. Согласно Теофрасту, преемнику Аристотеля на посту главы перипатетической школы, люди, подозревая подделку денег или украшений, обычно выбирали на ощупь кусочки непрозрачного, коричневого, красного или желтого кварца, халцедона или яшмы из куска сланца, называемого лидийским камнем.
Чтобы определить разницу, докимастай собирал проверенные металлы для сравнения цвета. В отличие от пробирного анализа, который определял подлинность по весу и химическому составу, пробный камень был подходящей альтернативой для проверки на месте подлинности мягких золотых или серебряных монет.