Почему на Западе унижают золото? Часть третья

Материал компании «Incrementum» (Лихтенштейн). Часть первая тут, а вторая – здесь.

Золото все-таки станет популярным активом?

Важным фактором, определяющим спрос на золото, являются экономические условия: если население испытывает серьезные трудности с бюджетом, то у него не остается денег на инвестиции в защитные активы, даже в золото. Как объяснил Вольфганг Вржесниок на недавней конференции Лондонской ассоциации рынка драгметаллов, текущее ралли цен на золото сопровождалось ростом потребительского спроса на всех пяти основных рынках, то есть в Китае, Индии, Турции, США и ЕС на фоне того, что все они испытывают трудности, связанные с замедлением экономического роста в глобальном масштабе. Германия является исключительным примером этой тенденции: в 2023 году потребительский спрос в этой стране упал на 75%. Еще хуже обстоит дело с потребительским спросом на серебряные слитки и монеты в Германии.

Если посмотреть на типичного покупателя золота в Германии, то можно лучше понять эту тенденцию. Прежде всего, спрос на золото в этой стране формируется не столько за счет состоятельных людей, сколько за счет обычных граждан - среднего возраста, среднего класса, но не слишком богатых по международным меркам, и зачастую владельцев недвижимости. Именно эти покупатели внезапно отказались от приобретения золота. Но почему?

Золото и раньше росло в цене, но перспективы его дальнейшего значительного подорожания остаются туманными, а высокие процентные ставки означают, что у желтого металла появилось больше активов-конкурентов. Кроме того, высокий уровень инфляции снижает покупательную способность и оставляет меньше свободных средств для сбережений и инвестиций, хотя инфляция в целом повышает спрос на защитные активы, включая золото. Однако значительное повышение стоимости электроэнергии и природного газа создало для многих домохозяйств серьезные проблемы. Кроме того, нынешнее «светофорное правительство» Германии (коалиция Социалистической партии СДПГ (красная) - Либеральной партии СвДП (желтая) - Партии зеленых) наложило строгие ограничения на частных домовладельцев в рамках реализации инициатив по переходу на «зеленые» источники энергии и защите климата.

Тем временем одна из крупнейших розничных сетей в США, известная своими оптовыми товарами для дома, стала предлагать золотые слитки своим членам. В последнем квартале 2023 года компания «Costco» продала желтого металла на сумму более 100 млн долларов США. В то же время, по слухам, продажи золота уже составляют от 100 до 200 млн долларов в месяц. Совсем недавно сеть магазинов «Costco» начала продавать и серебряные монеты. Гигант розничной торговли, компания «Walmart», последовала этому примеру и даже открыла свой собственный интернет-магазин драгоценных металлов. Неудивительно, что это сразу же вызвало появление заголовков в основных СМИ, опубликованных теми, кто готовится к концу света. Например, как на ресурсе американского новостного агентства «CNBC» появилась статья с таким заголовком: «Люди, ожидающие конца света, считают золото и серебро ценными активами на случай апокалипсиса».

В подобных статьях не устают упоминать о грядущей экономической катастрофе или других страхах апокалипсиса. В статье на «CNBC» люди, инвестирующие в золото, считают его индикатором, указывающим на скорый переход к авторитаризму, цитируя профессора Йельского университета Уильяма Бергера: «Переход к золоту похож на переход к авторитаризму, к правителям, которые знают, что истинно и правильно, и у кого есть мужество вернуть нацию к ее прежней истине и величию». Конечно, не обошлось и без упоминания имени Трампа.

Выводы

Как улучшить имидж золота? Прежде всего, заголовки в новостях рисуют искаженную картину отношения к золоту. Как мы видели, частное владение золотом на Западе продолжает оставаться незначительным, но продажи золотых и серебряных слитков, например, недавно в "Costco" и "Walmart", были успешными. В то же время центральные банки увеличивают закупки физического золота. Одной из основных причин этого является продолжающаяся санкционная война между США и Россией и, как следствие, повышенная озабоченность по поводу риска замораживания активов и резервов. Другими словами, преимущества физического золота снова стали вполне очевидными.

Однако новостные заголовки также указывают на масштабную дискредитацию золота. Независимо от того, идет ли речь о практических препятствиях для покупки золота или о негативных ассоциациях с золотом и владением золотом в целом, - есть общественные силы, желающие помешать увеличению популярности желтого металла в обществе. Следует распространять более глубокие знания о золоте для укрепления репутации золота, учитывая, что значительная часть общества не имеет исчерпывающих знаний о золоте, реагируя на эмоциональный подтекст сообщений о нем в СМИ.

Необходимо более широкое обсуждение и просвещение в области истории золота и его значения как формы денег, а значит, и средства сбережения. Образовательная кампания в школах может быть вполне очевидным решением, но почему бы не прибегнуть к более современным маркетинговым стратегиям, таким как привлечение лидеров общественного мнения и инфлюенсеров? Насколько серьезное влияние на имидж золота окажет новость о том, что, например, Тейлор Свифт создает собственный золотой резерв, или что-то в этом роде?

Кроме того, добывающий сектор должен активно позиционировать себя в качестве важного участника в процессе перехода к новой, "зеленой" энергетике, а также подчеркивать свои усилия в области устойчивого развития. Аналогичным образом, перед инвестиционными фондами и управляющими портфелями стоит задача лучше позиционировать золото как превосходный инструмент диверсификации портфеля, который к тому же является более экологичным, чем предполагают многие. Следует также отметить отличие золота от криптовалют, его политическую нейтральность, геополитическую и социально-экономическую роль в мировой валютной системе (центральные банки), а также его стабильность и экологичность.

Уже сейчас золото находится на хорошем счету, достигая новых высот и доказывая все большему числу людей, что оно является отличным активом. Однако есть еще много отличных возможностей для того, чтобы обратить внимание молодежи на этот актив.

^ Наверх