Китайская молодежь скупает золото.
Некогда золото потеряло свою популярность в Китае, поскольку люди переключились на бриллианты и другие драгоценные камни.
Однако желтый металл вновь обрел утраченный блеск, поскольку началась новая золотая лихорадка, причем ведущую роль в ней играет молодежь Китая.
По данным Китайской ассоциации золота, в 2023 году объем потребления золота в стране достиг почти 1090 тонн, увеличившись на 8,78% по сравнению с предыдущим годом. В том числе объем продаж ювелирных изделий из золота достиг 706,48 тонны, увеличившись за год на 7,97%, а слитков и монет - 299,6 тонны, что на 15,7% больше, чем в предыдущем году.
Основным фактором роста потребления золота стал интерес к нему со стороны молодого населения в возрасте от 25 до 34 лет, доля которого среди потребителей увеличилась с 16% до 59% в 2023 году. По мнению представителей ассоциации, люди в возрасте до 25 лет станут основными покупателями золота в будущем.
Рост спроса на золото среди китайской молодежи обусловлен разными факторами. С одной стороны, ювелиры стараются создавать более модные золотые украшения с традиционной китайской эстетикой. С другой стороны, молодые китайцы считают золото инвестиционным активом благодаря относительно высоким показателям его курса в последние годы.
Золотая лихорадка
Магазины, занимающиеся продажей золота, сообщают о большом потоке покупателей, многие из которых - молодые люди. Все это происходит на фоне подготовки и празднования Праздника весны - Китайского Нового Года.
Ван Инхао и Чжао Вэньсю, молодая супружеская пара, потратили более 7 тыс. юаней (около 1 тыс. долларов США), купив своим родителям золотое ожерелье и браслет в ювелирном магазине в Цзинане, столице восточной китайской провинции Шаньдун.
Чжао прокомментировала покупку такими словами: "Современные золотые украшения отличаются изысканным дизайном. Наши родители были очень счастливы, когда я показала им фотографии".
По словам Ся Люся, главы ювелирного магазина, ожерелья, браслеты, кольца и другие изделия из чистого золота стоимостью от 2 до 3 тыс. юаней пользуются наибольшей популярностью среди молодых покупателей. Стильный и инновационный дизайн - одна из главных причин, которая привлекает их внимание.
Помимо модного стиля, молодые китайцы выбирают золотые украшения и по инвестиционным соображениям.
Тан Ган, 28-летний юноша из юго-западной китайской провинции Гуйчжоу, женился на своей девушке в мае 2023 года. Перед свадебной церемонией он последовал традиционному китайскому обычаю и купил своей девушке "трио из золота", состоящее из кольца, браслета и ожерелья, вместо того чтобы купить кольцо с бриллиантом.
Ся Люся, глава ювелирного магазина, отметила, что "в последние годы курс золота продолжает расти. Набор "золотое трио" обычно стоит более 30 тыс. юаней, но относительно высокая цена не снижает его популярность, поскольку золото может сохранять свою ценность в течение длительного времени в отличие от бриллиантов".
Китайский стиль
Китайский стиль отличается причудливым дизайном, в котором присутствуют элементы традиционной культуры этой страны. В последние годы феномен китайского стиля был положительно воспринят молодым поколением.
Все больше китайских ювелиров поддерживают этот тренд и создают изделия с элементами традиционной китайской культуры, чтобы удовлетворить эстетические потребности молодых покупателей.
По словам Ся, в магазине золота в Цзинане золотая подвеска в форме медальона с образами рыбы кои и лотоса - двух благоприятных символов в Китае - является одним из самых продаваемых и популярных золотых украшений на "Xiaohongshu", ведущей китайской социальной платформе: "У медальона изысканный дизайн и гравировка, выполненные по образцу древних мастеров. При этом цена на него невысока. Многие молодые покупатели приходят за ним".
Совершенствование древних китайских способов изготовления золотых изделий, таких как "золото гуфа" и "твердое золото", открывает больше возможностей для создания новых дизайнов в последние годы.
Комментарий Дина Сяокана, главы подразделения розничной торговли в компании "Shandong Gold Group": "Мы активно сотрудничаем с университетами, хранителями нематериального культурного наследия, учреждениями культуры и искусства, чтобы лучше изучить возможности соединения традиционной культуры с инновациями в дизайне и технике изготовления золотых украшений, что позволяет вдохнуть новую жизнь в индустрию золота".
Ван Чжунву, профессор Школы философии и социального развития при Шаньдунском университете, отмечает, что в недалеком прошлом золото было символом утонченного вкуса для старших поколений, но сейчас оно является выражением самобытности поколения Z, представляя собой одновременно маркер уникального стиля и приверженность к отечественной культуре.
Защитный актив
Китайцы, особенно представители молодого поколения, выбирают золото, которое отличается меньшей волатильностью и низкими рисками, являясь надежным активом.
По данным Шанхайской биржи золота, курс золота с чистотой 99,99% и выше в конце декабря 2023 года составлял 479,59 юаня за грамм, что на 16,69% выше цены, чем в начале 2023 года.
По словам Сянь Сяня, консультанта Сельскохозяйственного банка Китая в Гуйчжоу по вопросам управления активами, с 2021 года объем продаж золотых изделий в филиале в Гуйчжоу значительно вырос: в 2022 году он составил около 27,5 млн юаней, а в 2023 году - около 62,9 млн юаней, то есть, вырос более чем в 2 раза.
Чтобы удовлетворить спрос на золото со стороны молодежи, в конце 2023 года банк начал выпускать золотые изделия с малым весом, что делает их доступными даже для людей с ограниченным бюджетом.
Комментарий Лю Ляньхуэя, покупателя в магазине золота в Цзинане: "Судя по текущему состоянию рынка, курс золота относительно стабилен и может продолжить расти. Покупка золота сейчас — это лучший способ инвестирования". Лю всего 23 года, и он работает только год, но уже хорошо разбирается в вопросе об управлении финансами.
"В последние годы произошло структурное изменение в мотивах потребления золотых украшений", - сказал Дин, добавив, что у молодого поколения сформировалось четкое представление об инвестициях и управлении финансами, и они обращаются к золоту по причине его ценности в качестве средства сбережения, что способствует росту популярности желтого металла.